Взаимоотношения родителей с ребенком, который еще в утробе

Что такое гуманные отношения, ребенок узнает уже в пренатальном периоде. Видя в младенце индивидуальность, общаясь с ним, положительно реагируя на шевеления, заботясь о получении им полноценного питания и ограждая его от вредных воздействий, МАМА, родители способствуют его всестороннему гармоничному развитию. Отношения, в основе которых лежит взаимопомощь, поддержка другого и сопереживание, влияют на ребенка и в том случае, когда они налажены в семье, они направлены непосредственно на него. Возникновению гуманных отношений в семье способствует развитие самосознания взрослых людей, знание стадий развития ребенка в пре- и постнатальном периоде. * До недавнего времени внутриутробное существование ребенка представлялось как закрытая система, лишенная психологического содержания. Мать и младенец (плод!) виделись как неразрывное единство как психологически, так и физически. С такой точки зрения только с рождения, а то и позже – с 1 года или двух начиналось развитие ребенка как самостоятельной личности.   Сейчас заметно возрос спрос не только на подготовку семей к родам, но и подготовку к зачатию. Таким образом, можно говорить о том, что субъектность нерожденного ребенка признана обществом. В то же время следует отметить, что в пренатальном периоде у ребенка существует очень тесная связь с матерью, представленная не как слитость, а скорее как некая общность. В систему «мать – ребенок» включены все связи с внешним миром, вся информация, поступающая как извне, так и изнутри. Однако и в этой общности мать может разделять себя и ребенка, представлять его как другого человека со своими потребностями, эмоциями и желаниями. В пренатальном развитии можно выделить несколько стадий: зачатие, стадия зародыша (от зачатия до имплантации зародыша в стенку матки), стадия эмбриона (дифференцирование клеток: 2-я – 8-я неделя), стадия плода (преобладание физического роста над образованием новых органов: 8-я неделя – роды).   Непосредственная связь между матерью и ребенком устанавливается на стадии эмбриона, когда оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к матке. Однако эмбрион неподвижен, только около одного месяца происходит формирование поперечно-полосатой мускулатуры и появляются движения, которые пока еще не ощущаются матерью. На 16-й – 20-й неделе в результате различия в скорости роста тела ребенка и плодных оболочек появляется своеобразная граница, предел для движений. С этого момента начинают говорить о начале "совместной деятельности" матери и ребенка. На самом деле эта совместность начинается значительно раньше, только неосознанно для матери. Старые женщины-крестьянки могли совершенно точно сказать о беременности женщины задолго до того, как это становится очевидным. Значит, они видели, чувствовали какие-то признаки… Ребенок двигается, мать ощущает эти движения и дает ему обратную связь вначале только тем, что замечает или игнорирует эти движения, а затем посредством гуморальной регуляции сообщает о позитивной или негативной реакции на те или иные движения. Позже появляется возможность исследовать тело ребенка через свой живот. Развитие сенсорных функций ребенка представляет собой социальный процесс Если мать лежит, а не двигается, не гуляет, не танцует, ребенку не хватает сенсорной стимуляции, и угнетается развитие древнейшего мозга и нейроэндокринной системы (первичной адаптивной системы). Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоциональной среды матери и ее образа жизни. Общая для матери и ребенка адаптивная система угнетается чувствами беспомощности и бесполезности, утратой любви, чувством покорности и поражения, и укрепляется противоположными - ответственностью, руководством, чувством творчества, победы. Дифференциация экспрессии ребенка связана с воздействием на него: чем оно разнообразнее, тем больше стимулов ребенок «узнает» после рождения. По наблюдению Томаса Верни, младенец в утробе быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Субъективное обособление матерью ребенка, отношение к нему как к Другому ослабляет пренатальную связь между ними и соединяет его с внешним миром. с разрывает тонкие нити в мощном канате пренатальной связи. А эта связь сохранится очень надолго, иногда до смерти матери, уже старенькой. А иногда и после.. Каждый раз, когда через пуповину к ребенку поступает новая волна гормонов матери, его состояние меняется. Понимание, что же произошло, обеспечивается совершением движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрессии, эксперты наблюдали через кинокамеру, вживленную в стенку матки, и обнаружили, как дифференцируются и изменяются экспрессивные реакции. Пятимесячный эмбрион (ребенок!) слышит громкие крики, пугается, сердится, реагирует на слова и ласки, меняет поведение в зависимости от настроения матери. Предпосылки этого многообразия закладываются в докоммуникативный период, когда мать еще непосредственно не ощущает присутствия ребенка. Центральная и периферическая нервная система формируется на втором месяце внутриутробной жизни, полуторамесячный эмбрион уже реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, на прикосновение к подошвам. В 6 - 7 недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод - важность этого фактора в коммуникации впервые отметили микропсихоаналитики). В конце третьего месяца ребенок чувствует прикосновения большей частью своего тела. К 5 месяцам формируется вся система слуха, так что ребенок начинает слышать голоса и после рождения реагирует на речь «знакомых» ему людей. Знает прекрасно голос матери, его интонации – вот почему так важно петь и разговаривать с малышом. Голос отца он тоже узнает хорошо и с 5-тимесячного возраста слышит его с двери и реагирует радостными движениями. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения. На настроение матери эмбрион способен реагировать еще до появления ЦНС, когда его клетки улавливают изменения в составе крови. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, в случае грусти и тревоги - гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Он "знает", какие движения вызовут чувства удовольствия, какие - неудовольствия. Мать активно интерпретирует поведение ребенка внутри как своими чувствами, так и поведением. Шестимесячный ребенок, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. На восьмом месяце он не просто воспринимает звуки, но отвечает на них, толкая именно в переднюю часть живота. С. Фанти представляет структуру и функционирование пренатальной системы в докоммуникативный период следующим образом. Отталкиваясь от теорий о сходстве биологических основ злокачественных опухолей и эмбриональной ткани, он предложил концепцию "внутриутробной борьбы" как движущей силы развития пренатальной общности "мать - плод". Беременность является нейрогормональным событием в имунной системе, и условием выживания является способность матери выносить ребенка. Прогестерон, выделяющийся на высоком уровне, угнетает имунную систему. Однако биологические, имунные механизмы могут препятствовать структурному отторжению эмбриона, хотя ситуация отвержения может сохраняться. Ранние токсикозы, как их понимает психоанализ, связаны с ранними конфликтами на стадии становления пищевого поведения и являются протестом против зачатия. Это утверждение находит косвенное подтверждение в работах отечественных клиницистов по психотерапии ранних токсикозов, успешность лечения которых была обеспечена внушением установок на сохранение плода и эффектом плацебо. Биологические механизмы работают на обособление - к концу первого месяца образуются пуповина и плацента, закладывается поперечно-полосатая мускулатура, и движения плода совершенно пассивны. В это время сигналы о неблагополучии системы не могут быть даны непосредственно, поскольку мать не ощущает присутствия ребенка внутри себя. Сигнал о неблагополучии "посылается" на уровне субъективных ощущений матери, он принадлежит ее психологическому миру, осознается как принадлежащий ей. Исследования материнско-детского взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии выделяют две основных функции положительных эмоций: 1. Поддержание оптимального стенического состояния (тонизирующая функция). 2. Регулирующая функция положительных эмоций в мотивационном обеспечении процесса деятельности. Эта функция также развивается при взаимодействии со взрослым, который выделяет и эмоционально означивает цели и результаты действия в процессе совместно-разделенной с ребенком деятельности. Также можно отметить, что отрицательные эмоции, переживаемые матерью, могут играть конструктивную роль в развитии ребенка. Переживая состояние дискомфорта, ребенок учится справляться с ним. Многие авторы замечают, что неадекватное эмоциональное поведение матери негативно влияет ан способность ребенка управлять отрицательными эмоциями и устанавливать адекватные формы взаимодействия со взрослым.

Гуманные отношения представляют собой форму межличностных отношений, основанных на принципах гуманности и совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой. Гуманные отношения формируются в процессе совместной деятельности и зависят от ее содержания и ценностных характеристик. В таких отношениях предметный мир и мир социальный приобретают личностный смысл и безусловную ценность, переживаясь как сострадание и сорадование, порождая стремление к защите, содействию, помощи.

Как было сказано выше, совместная деятельность ребенка и матери начинается с момента ощущения первых движений младенца. На этом этапе женщина чаще всего еще не интерпретирует толчки внутри нее как проявление эмоционального состояния ребенка, но уже сообщает ему свое отношение к его существованию. Некоторые реагируют на эти движения эмоционально – положительно и испытывают приятные телесные ощущения. Тревожные женщины ощущают первое шевеление рано, и оно сопровождается длительными сомнениями, переживается с тревогой, испугом; у них возможны болезненные ощущения. Женщины, склонные к эйфории часто не имеют четко дифференцированного отношения к шевелениям ребенка. Беременные, игнорирующие свое положение, первое шевеление замечают поздно. Часть женщин относится к первым движениям ребенка крайне негативно: они вызывают очень неприятные ощущения, сопровождаются неприятием, чувством брезгливости. Гуманное отношение проявляется только в том случае, когда женщина принимает ребенка как полноценную личность со своей индивидуальностью. Такое отношение возможно, если младенец желанен и беременность не случайна. И хотя будущие матери интерпретируют сходные реакции детей по-разному, женщины, видящие внутри себя другого человека, чутче прислушиваются к нему, они более гибкие и способны менять свое поведение. Стремление помочь ребенку родиться здоровым влияет на питание будущей матери, режим ее дня, медикаментозное лечение, привычки. Осознание того, что употребление алкоголя может привести к плодному алкогольному синдрому (задержка пре- и постнатального развития, недоношенность, умственная отсталость, физические уродства, расстройства сна и врожденные пороки сердца), курение – к замедлению роста ребенка в утробе в связи с недостатком кислорода, низкому весу при рождении, снижению уровня внимания и памяти, наркотики – к отклонениям в поведении ребенка, облучение – к раку, мутациям и летальному исходу.

Влияние на ребенка оказывает не только то, что мать ест и пьет. Все, что чувствует мать так или иначе переживает ребенок. Важно то, что осознание этого факта может влиять на интенсивность эмоций матери и их длительность. Например, осознание что негативные переживания вызывают чувство дискомфорта у младенца, приводит к тому, что женщина стремится как можно скорее выйти из подавленного состояния, справиться с гневом или раздражением. В книге «На путях рождения» К. Дольто – Толич говорит о том, что и младенец старается помочь матери с негативными переживаниями, совершая определенные успокаивающие движения, сходные с укачиванием. Дольто – Толич осуществляет гаптономическое сопровождение беременности. Основоположником гаптономии как науки является Франц Вельдман.    Основная идея гаптономии - это важность аффективности и невербального языка в понимании человека и его развития. Ф. Вельдман изначально работая со взрослыми людьми пришел к выводу о том, что "следы" проблемы имеют очень давний характер и возможно связаны с рождением. Гаптономия в отношении рождения человека используется с профилактической целью. При этом имеется ввиду не просто подготовка к родам, а сопровождение к тому, чтобы быть родителями. Принципиально важным в процессе подготовки к рождению является вступление в аффективный контакт с ребенком, а после рождения - это уважение к автономии ребенка, а именно с определенным способом общения с ним.    Со временем происходит развитие материнской компетентности: женщина учится понимать состояния ребенка по проявлениям его двигательной активности; различать характер двигательной активности ребенка и соотносить его с эмоциональным состоянием ребенка. Она лучше ориентируется на свои состояния при определении эмоционального состояния. Средством взаимодействия с ребенком является тактильный контакт. Происходит формирование субъектного отношения к ребенку и способности гибко приспосабливаться к особенностям активности ребенка и его индивидуальному ритму жизнедеятельности.     Гаптономическое сопровождение беременности осуществляется не в группах, а в парах.

   Работа в паре важна не только в рамках гаптономического сопровождения. В настоящий момент многие специалисты говорят о значении отца для развития ребенка до рождения. Причем такое общение важно не только для младенца, но и для самого родителя, поскольку он не ощущает присутствие ребенка в себе. Отец начинает ощущать движения младенца, когда его движе6ния становятся уже довольно ощутимыми. Разговаривая с ребенком, отец не только сообщает ребенку о себе и внешнем мире, но и сам создает образ будущего человека со своими индивидуальными качествами. Мнение отца о смыслах движений ребенка, противоречащее мнению матери способствует развитию представлений о ребенке как о многогранном человеческом существе.   В последнее время в отечественных роддомах появилась практика присутствия мужа во время родов. При этом обязательная подготовка супругов не требуется. 

Многие мужья специально посещают занятия по дородовой подготовке, чтобы быть максимально полезным жене, обеспечить ей не только психологический комфорт от присутствия близкого человека, но и снизить напряжение и боль во время схваток. Находясь рядом с женщиной супруг разделяет ее чувства, сопереживает рождение ребенка вместе. Младенец, которого отец сразу после родов может взять на руки, уже не является чем-то абстрактным – это человек со своими чертами лица, своим голосом и запахом. «Совместные роды» могут способствовать сплочению семьи и развитию гуманных отношений между ее членами.

Похожие публикации:

  • Нет похожих публикации

Оставить комментарий

загрузка...